Бухарест, столица Румынии. Додо пицца. Сначала возникает некоторое непонимание, как так — российская Додо пицца в Румынии?! Потом возникает невероятное уважение к команде и создателям проекта, который за несколько лет из маленькой пицерии в российском Сыктывкаре выросла в международную сеть.

Я объехал на сегодняшний день 82 страны мира и ни одного раза у меня не было такого приятного ощущения, что «этот продукт из России»! Я встречал советские копейки и Нивы на Кубе, очень много этих машин и в Восточной Европе, но продукта современной России, продукта, который сделал молодой предприниматель из нашей страны — не было такого.

В Бухаресте меня тепло принял владелец франшизы Додо пиццы — Серджиу Болокан, общение началось с экскурсии по местной пиццерии. В Румынии на сегодняшний день открыто пять пиццерий. Первая была открыта в небольшом городе Брашов. Стоит сказать, что стратегия Додо пиццы и в России была не стандартная для крупных западных компаний — франшиза начала расти именно из регионов, более 300 ресторанов были открыты в небольших городах России и только потом сеть пришла в Москву.

В Брашове пиццерия работает 4 года, населения города 290 000 человек, в день пиццерия делает от 200 до 250 заказов на доставку.

Местные жители выходят с пиццей из ресторана.

Экскурсия начинается с подсобного помещения, где располагаются всевозможные инструменты для уборки и мойки ресторана.

Специальный отсек для курьеров. Да, в Додо пицце курьеры не ходят по кухне, а получают заказы от менеджеров в специальном окне во внутренней части ресторана. Отдельное внимание на сумки — сумки с подогревом, каждая имеет встроенный термостат, который нагревается благодаря подключению к сети. Сумки в рековой стойке ждут своей работы, постепенно нагреваясь.

Внутренний двор ресторана заставлен фирменными мопедами — это самый удобный транспорт для доставки пиццы в Бухаресте, вечные пробки и дикий трафик — единственный способ решить проблему, это использование мопедов. Доставка пиццы в Румынии за 45 минут. Сегодня Додо пицца в Румынии использует обычные мопеды на двигателях внутреннего сгорания, но Сергей уже тестирует электро-мопеды для доставки пиццы по городу.

Основная проблема при использовании мопедах на бензине — это учет и заправка транспортных средств. «Курьеры часто забывают топливные карты дома, мопеды без бензина простаивают» — говорит Сергей. Электрические образцы, которые тестируются в пиццерии имеют компактный съемный аккумулятор. Стэк из аккумуляторов будет установлен внутри комнаты для курьеров, аккумулятор разрядился — курьер просто снимает его с мопеда и за несколько секунд меняет на заряженный.

Комната для сотрудников с инструкциями. Все инструкции местная команда локализовала самостоятельно. Тут мы надели халаты, шапочку, бахилы и пошли в ресторан.

Румынское ноухау — свежевыжатый сок, на сегодняшний день половина литра свежего апельсинового сока стоит всего 150 рублей. Сергей говорит, что в России такой сок не сильно прижился, а вот в Румынии люди с удовольствием его покупают. Сок попробовали — классный!

Стол кассира с пиццей по кусочкам. Кусочки лежат нарезанные и каждую минуту дешевеют, через 30 минут после того, как пицца разрезана и не продана — ее списывают. Покупатель получит только свежий кусочек.

Ресторан с открытой кухней, посетитель из прикассовой зоны видит, как его пиццу готовят и упаковывают.

Прямо тут из кусочка теста и ингредиентов раскатывается пицца и уходит в печь.

Зона менеджера, где выдается заказ курьеру. Сергей сетует на то, что очень нужно приложение для курьеров. Сейчас все по-старинке — каждый заказ сопровождается листом, где указаны данные клиенты, данные о заказе и адрес доставки. В Румынии есть серьезная проблема — под одним адресом может находится целый район, десятки домов. Приложение для курьеров нужно, чтобы постоянного клиента закрепить на нужном адресе и при следующих заказах курьеры сразу видели четкую точку локации и не искали адрес, как первый раз.

Сергей рассказывает, как ингредиенты укладываются в ту или иную пиццу.

Команда румынской Додо пиццы и сама балуется разработками. В какой-то момент у ребят остро встал вопрос фиксации сроков упаковки ингредиентов. Было решено разработать отдельное приложение, которое в несколько кликов может распечатывать дату на клейкой ленте. Сотрудник в пару кликов выбирает товар, печатает лейбл и наклеивает его на бокс с продуктами.

Тесто готовится в специальной машине. Сейчас в Румынии 5 пиццерий, каждая делает тесто в собственном ресторане. Но уже в ближайшее время Сергей планирует сделать фабрику-кухню для подготовки теста сразу на все пиццерии в одном месте, мешает только одно — нужно качественно подобрать муку, которая будет иметь срок хранения на 2 дня дольше нынешней.

Собственная разработка румынской команды в действии.

Отдельная комната для мойки посуды. В Додо пицце нет тарелок или вилок — вся продукция упаковывается в индивидуальную одноразовую упаковку, тут моют только посуду, которая используется для изготовления пиццы. Сергей не экономит на всевозможных инструментах, использует американские разработки 50-х годов, которые отлично показали себя в тысячах ресторанах фаст фуда по всему миру.

Холодильник внутри пиццерии.

Работа идет, заказы приходят каждую минуту!

Довольный клиент делает заказ.

После экскурсии мы более двух часов общались с Сергеем о Додо пицце, о бизнесе в Румынии, о том, как ему с командой удалось добиться высоких показателей в этой стране. «Колл-центр, доставка и диджитал — это три вещи, которые компания обязана контролировать самостоятельно» — этих правил придерживается команда Сергея в Румынии.

К 2025 году Сергей планирует открыть 100-й ресторан Додо пицца в Румынии.

Есть большие разногласия с внутренним маркетингом. «На сегодняшний день мы тратим более 2500 евро на листовки и их распространение. Штатный маркетолог убеждает, что нужно минимизировать эти траты и все вкладывать в СММ-маркетинг, но я уверен, что этот канал до сих пор отлично работает» — говорит Сергей.

Основная ценность Додо пиццы — это люди. Ценность в договоре. Не так важно подписать официальные документы, на сколько важно соблюдать данные друг другу обещания. Так строится настоящий бизнес!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники