В рамках программы «Бренды ходят в гости» мне удалось посетить одну из самых активно развивающихся продуктовых сетей в России. И вот, что мне удалось выяснить.

ВкусВилл в цифрах на июнь 2018 года:

2009 год — дата основания компании;
600 магазинов в Москве, Московской области и регионах;
1600 товарных позиций в магазинах;
500 производителей изготавливают продукцию;
2 распределительных центра;
95% продукции российского производства;
500 тонн продуктов продают магазины ежедневно;
3% составляет списание продуктов по всей сети — просрочка, бой, дегустация, отзыв партии по качеству, воровство в магазинах и т.п.;
70% продуктов категории фреш;

300 тысяч семей совершают покупки магазинах еженедельно;
450 рублей – средний чек в магазине «ВкусВилл»;
86% покупок совершаются с картой «Давайте дружить»;
40% составляет скидка на продукты с истекающим сроком годности (зеленые ценники);
0 помещений и грузовиков в собственности компании, все на аутсорсе и в аренде;

5500 человек работает в нашей компании (продавцы + офис);
10 человек входит в Совет Управляющих (топ-менеджеры);
30-40% в год составляет текучка продавцов-консультантов. Офисных сотрудников 0,5%;
70 000 рублей – средняя зарплата продавца, полностью белая;

Статистика за 30 дней:
4 тысячи звонков поступило на телефон отдела по подбору персонала от соискателей;
950 человек из них пригласили на собеседование в офис;
441 человек прошел собеседование и был допущен до обучения;
355 человек после обучения сдали экзамен и были допущены до стажировки в магазине;
281 человек прошел стажировку и стал полноценным продавцом-консультантом.

Старт экскурсии начался в одном из магазинов сети. Руководитель отдела маркетинга в связке со старшим продавцом магазина отвечали на огромное количество вопросов и рассказывали о процессах внутри магазина.

Доверие — вот на чем построен бизнес компании, продавцов в магазинах не штрафуют за недосдачи продукции и в свою очередь управление компании ждет от сотрудников соответствующего отношения. На вопрос из аудитории к старшему продавцу магазина: «Почему ваши сотрудники не воруют?», женщина не думая ни минуты ответила, что у нас хорошая зарплата и мы сами можем позволить себе купить любую продукцию в нашем магазине.

Интересная система выкладки товара и проведения дегустаций в магазинах — никаких инструкций и требований офис не дает. Продавцы сами могут взять любой товар и провести по нему дегустацию, затем списать по системе этот товар с указанием, что его употребили для дегустации клиентов.

Компания отказалась от требований по выкладке, которые раньше, как и в классических сетях, постоянно высылались мерчендайзерами. Сейчас каждый месяц офис устраивает конкурс на «Лучшую выкладку товара в магазинах», результаты конкурса совместно с цифрами по продажам рассылаются в каждый магазин и менеджеры сами понимают, как лучше выложить продукцию, что даст максимальную выручку.

После двух часов общения в магазине наша группа переместилась в офис компании, где работает около 500 человек.

Валерий Разгуляев, член Совета Управляющих розничной сетью начал с ответов на вопросы, а дальше рассказал о взаимодействии сотрудников друг с другом, о том почему классическая система «начальник-подчиненный» разрушает бизнес и во ВкусВилл ее не используют, о том как расти в 2 раза в год без строгой системы бюджетирования и планирования.

С ростом компании теряется эффективность — именно с этим ВкусВилл столкнулся в самом старте совего бурного роста, в 2011 году компанию сильно пошатнула болезнь роста и менеджмент принял решение бороться!

Для решения проблем внутри в компании внедрили концепцию обещаний, которую заимствовали у Гэри Хэмела, автора статьи «Сначала увольте начальников» об опыте внедрения самоуправления в компании Morning Star.

Затем Татьяна Янышева рассказала об управлении ассортиментом, о том почему покупатели ВкусВилл рекомендуют друг другу в 3 раза чаще других сетей.

А в завершении программы управляющий по коммуникациям Евгений Щепин рассказал о том, как компания постоянно общается со своими клиентами, вводит и выводит продукцию на прилавки только по согласованию с покупателями через собственные it-системы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники